Неписаные правила: о чем не подумал Илон Маск | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неписаные правила: о чем не подумал
Илон Маск

Почему важно сформулировать негласные нормы

Автор: Карен Ниовитч Дэвис

Неписаные правила: о чем не подумал Илон Маск
Фото: HBR STAFF/WESTEND61/GETTY IMAGES

читайте также

4 причины, по которым руководителям нужно уделять больше времени коучингу

Джозеф Вайнтрауб Джеймс Хант

«Ищите любую возможность сказать людям “спасибо”»

Дэвид Новак

Кризис как норма жизни

Грашоу Александр,  Хейфец Рональд

Здоровый взгляд на неудачу

Даттнер Бен,  Хоган Роберт

В любой корпорации существуют негласные правила. Зачастую эти неписаные нормы становятся настолько неотъемлемой частью культуры компании, что руководители даже не задумываются о них. Но если регулярно их не отслеживать, не проверять, насколько они соответствуют целям организации, и не задумываться, как своими действиями руководство вносит вклад в их формирование, такие правила из созидательной силы могут превратиться в разрушительную.

Возьмем, к примеру, Илона Маска. Многие годы его харизма и уникальное мировоззрение мотивировали сотрудников и акционеров преодолевать все препятствия для достижения целей проектов Tesla и SpaceX. Но порой его действия привлекали нежелательное внимание. В одном из своих твитов в прошлом году он сообщил, что Tesla может стать частной компанией. Этого не случилось, но котировки компании выросли (и это сразу же заинтересовало Комиссию США по ценным бумагам и биржам). В своих заявлениях о возможностях компании по производству беспилотных автомобилей он порой называет излишне оптимистичные, если не фантастические сроки. В сентябре прошлого года, когда Маск курил марихуану и пил виски в подкасте с Джо Роганом, из компании в считанные часы уволились главный бухгалтер и руководитель отдела HR; акции упали на 10%. Несколько недель спустя агентство NASA, которое сотрудничает со SpaceX, распорядилось провести проверку корпоративной культуры и норм безопасности в компании.

Хотел Маск того или нет, но подобные действия говорят сотрудникам о личностных качествах руководителя и о самой компании. Если CEO может позволить себе публично курить марихуану, то как себя вести сотрудникам? Если CEO может давать несбыточные обещания и не выполнять их перед своими клиентами и акционерами, как это может повлиять на отношение рядовых сотрудников к своей работе?

Еще один пример — руководство Facebook, которое никогда не призывало своих сотрудников игнорировать вопросы безопасности и конфиденциальности, зато создавало такую рабочую атмосферу, в которой превыше всего ценится рост. Эти негласные ценности помогли Facebook стать процветающей компанией стоимостью в миллиарды долларов, и вместе с тем вылились в недавние проблемы с защитой пользовательских данных.

Безусловно, порой косвенное обозначение правил работает гораздо эффективнее, чем прямое указание. Четкие инструкции кажутся скучными и утомительными, оставляют ощущение давления и снисходительного отношения.

Однако руководителю весьма полезно периодически анализировать неписаные правила, модели поведения и установки, даже если в компании приняты четкие твердые нормы. Вот несколько подходов, которые помогут это сделать.

Записывайте неписаные правила. По природе своей неписаные правила существуют только у людей в головах. Спросите себя, как выглядят нормы в понимании сотрудников, а затем выпишите их на бумагу. Что ваши сотрудники считают лучшим способом карьерного роста: делать то, что скажет начальник, или проявлять инициативу? Считают ли они, что повышения происходят справедливо, или скорее думают, что продвижение получают те, кто сплетничает с начальником? Пока вы не поймете, какие существуют убеждения в компании, вы не сможете с ними работать или их менять. Попросите рядовых сотрудников рассказать о своем видении существующих в компании правил. Скорее всего, вы будете удивлены.

Проверяйте принятые нормы. Руководителям полезно хотя бы раз в год анализировать, соответствуют ли негласные правила тем установкам, которые они, по собственному мнению, формируют. Подумайте, помогают ли такие негласные правила достичь целей компании. Если какая-то норма не отражает ожидания руководства, выясните, почему многие сотрудники имеют такое искаженное восприятие, и разработайте план внутренней коммуникации, который поможет его изменить. Скорее всего, потребуется некоторая разъяснительная и информационная работа с привлечением высшего менеджерского звена — это подчеркнет, что в руководстве очень серьезно относятся к подобному недопониманию.

Подробно сообщайте об изменениях цели. По мере развития компании может меняться и ее стратегия. Это требует изменений в поведении сотрудников, но трудно на что-то рассчитывать, если никто не был поставлен в известность о новых задачах. К примеру, когда быстро развивающийся стартап превращается в зрелую компанию, в новой корпоративной культуре ценными становятся уже не переработки и напряженная деятельность, а спокойствие и стабильность. Или же цель привлечения новых клиентов может смениться на удержание клиентов и повышение их лояльности.

Как правило, недостаточно просто объявить о смене ориентиров и надеяться на то, что все сложится само собой. Если целью становится удержание клиентов, ответственным за эту задачу сотрудникам необходимо фиксировать свои действия по достижению новой цели и сообщать о них своим наставникам и коллегам. Руководству же со своей стороны необходимо повторять об изменении целей, поскольку одного раза не бывает достаточно для распространения информации во всей компании. Сообщать об изменениях нужно во внутренней переписке, в каждом общекорпоративном сообщении или выступлении, на всех совещаниях с высшим руководством. Так руководители смогут донести свое видение до команд. Особенно это важно на первых этапах, поскольку многие в ситуации изменений стараются держаться в стороне и ждут, пока все закончится.

С прежними убеждениями сложно покончить, если ими не заниматься. Старайтесь обращать внимание на неписаные правила, чтобы потом не столкнуться с неприятными сюрпризами — когда сотрудник сделает что-то не то в полной уверенности, что именно это от него и требовалось.

Об авторе. Карен Ниовитч Дэвис (Karen Niovitch Davis) — партнер и руководитель отдела HR компании стратегических коммуникаций Prosek Partners.

* деятельность на территории РФ запрещена