Четыре этапа внедрения ИИ | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Четыре этапа
внедрения ИИ

Как меняется организация бизнеса при внедрении искусственного интеллекта

Автор: Артем Макеенок

Четыре этапа внедрения ИИ
Фото: Max Langelott / Unsplash

читайте также

Семь шагов к безопасной продуктивности

Дэвид Майклз

Как Uber и Airbnb запускают продукты с помощью экспериментов

Джефф Фоссетт,  Дункан Гилкрайст,  Майкл Лука

Чем лучшие продажники отличаются от худших

Стив В. Мартин

Уйти нельзя остаться

Анна Натитник

Использование искусственного интеллекта во многих отраслях давно стало условием конкурентоспособности бизнеса. В ежегодном отчете Gartner Hype Cycle ускоренная автоматизация на базе ИИ названа одним из главных трендов 2022 года. В России, по данным проведенного TAdviser опроса, на конец 2020 года более 85% крупных организаций уже реализовали или пилотировали ИИ-инициативы. При этом небольших или средних компаний с высокой степенью проникновения технологий искусственного интеллекта в стране пока немного. Пытаясь догнать пионеров, эти организации первым делом стараются определить свой уровень ИИ-зрелости. Для этого они отслеживают динамику автоматизации ключевых процессов, изменения в культуре, в обязанностях сотрудников, в структуре их взаимодействия. Однако оценка проникновения ИИ в процессы компании компании — задача комплексная. Помочь руководителям справиться с ней может гайд, представленный в этой статье. Он покажет, какие изменения происходят на каждой стадии ИИ-трансформации, чем характеризуются разные этапы внедрения искусственного интеллекта в жизнь организации, какие проблемы на них возникают, как с ними справляться и эффективнее планировать следующий этап.

Уровень проникновения ИИ — менее 10%

Ключевые признаки

● Несистемный интерес к машинному обучению (ML) со стороны отдельных энтузиастов.

● Отсутствие инфраструктуры для ML-решений.

● Экспертиза по ML внутри компании отсутствует или минимальна.

«Дегустацию» возможностей ИИ организации чаще всего начинают по инициативе отдельных энтузиастов. Как показывает практика, обучить простую модель с помощью систем AutoML может и банковский менеджер, и врач. Они никогда этому не учились, но стремятся усовершенствовать свою деятельность с помощью новых инструментов.

Такое состояние не может длиться долго, поэтому в определенный момент у компании появляется интерес к машинному обучению и бюджет на первые ML-проекты. Вероятность успеха таких проектов повышается, если автоматизация начинается с наиболее популярных и понятных процессов: в подобных случаях даже небольшие изменения могут принести прибыль. К примеру, при внедрении чат-бота для автоматизации колл-центров или обслуживания клиентов по типовым вопросам скорость и количество ответов увеличиваются за короткий срок. Стоит учитывать, что к технической реализации таких проектов лучше привлекать подрядчиков — людей с опытом промышленного внедрения ИИ.

Запуск экспериментов с ИИ зачастую приводит к первым изменениям в обязанностях сотрудников. Например, команда службы поддержки или колл-центра частично берет на себя задачи, связанные с ML, — скажем, обновление и расширение сценариев для чат-ботов. Из операторов колл-центров люди превращаются в своего рода координаторов первых ML-процессов компании.

Как преодолеть сложности и перейти на следующий этап

Фокусируясь на ключевых процессах, внедрение ИИ в которые может принести относительно быстрый эффект, следует доводить эксперименты до конца. Важно также сломить сопротивление сотрудников, которые чувствуют угрозу и боятся, что их сократят. Это, как следует из данных глобального опроса пользователей MLOps, проведенного компанией DataRobot, одна из распространенных проблем при внедрении технологий машинного обучения. Преодолеть ее можно с помощью регулярного повышения квалификации и работы с ожиданиями. Люди должны понимать, что благодаря происходящим изменениям они приобретают новые компетенции и повышают свою ценность на рынке труда.

Уровень проникновения ИИ — 10—25%

Ключевые признаки

● Масштабирование ML-решений, которые ранее показали свою эффективность.

● Формирование внутренней экспертизы по ML.

● Использование руководителями BI-аналитики и визуальных дашбордов для оценки эффективности; фокусировка на данных.

Получив значимые результаты первых проектов, организация стремится применить ИИ и в других бизнес-процессах. На этом этапе, однако, внедрение ИИ зачастую подрывает привычные паттерны работы компании или конфликтует с ними. Например, обычно главный KPI для менеджеров — time-to-market, поэтому при разработке новых решений организация не вкладывается в управление данными и их структурирование. Такой несистемный подход приводит к сложностям внедрения ИИ в новые процессы.

Когда ML-процессов становится больше, компания начинает нанимать специалистов по работе с данными. При этом внедрение ML в разных департаментах идет несогласованно. Конкурируя между собой, они берут разных ML-специалистов, пытаясь «более успешно» внедрить ИИ и обойти коллег по показателям эффективности.

Как преодолеть сложности и перейти на следующий этап

Сложность для менеджмента представляет оценка целесообразности трат на ИИ. Чтобы достичь впечатляющих результатов, менеджеры по работе с данными должны долго экспериментировать. Поначалу лишь 15—20% всех экспериментов будут доходить до реализации, а существенный результат покажут 20—30% внедренных решений.

Чтобы понять, что эффект внедрения виден не сразу, а «дивиденды» от перехода на ИИ-рельсы имеют накопительный эффект, руководители должны следить за промежуточными результатами. Например, в ходе автоматизации колл-центра стоит запрашивать детальный отчет об эффективности работы сотрудников, включающий в себя анализ деятельности чат-бота. Процессы, которые раньше оценивались «на глазок», следует измерять более точно и в режиме реального времени. Постепенно можно использовать BI-аналитику для отражения ключевых бизнес-метрик.

Уровень проникновения ИИ — 25—40%

Ключевые признаки

● Переход ИИ-процессов в категорию обыденных.

● Формирование централизованной системы сбора, хранения и аналитики данных.

● Планы внедрения MLOps и унификации разработки.

Вернемся к разговору о чат-боте. Условный банк хочет превратить его в персонального ИИ-ассистента, который сможет общаться с клиентом по разным сценариям. Ассистенту понадобится много информации: от кредитной истории до анализа речи в разговорах со службой поддержки. Однако практики объединения данных разных департаментов в единую систему у банка нет. Как ИИ-ассистенту получить доступ к данным всей организации?

Для этого компания создает отдельную функцию — Data Governance, которая развивает единую систему, агрегирующую данные о ключевых бизнес-процессах. Data Governance — это набор практик и процессов, которые помогают обеспечить управление данными и их качеством в организации. Также компания начинает задумываться о внедрении MLOps — концепции управления системами машинного обучения, которая позволяет внедрять модели, отслеживать их производительность с использованием единой платформы и стека технологий. Это помогает избежать неконтролируемого роста расходов и частых проблем при поиске новых специалистов на замену выбывающим.

Компания также начинает разделять работу смежных команд ML-проектов. В одном случае специалисты по работе с данными становятся универсалами; в другом — фокусируются только на создании ИИ-моделей и экспериментах с ними, а вспомогательные функции, например подготовку и разметку данных, выполняют дата-инженеры, асессоры. По такому принципу, скажем, работает маркетплейс KazanEpress. В компании четко разделены роли: одни сотрудники отвечают за пайплайн и поставки данных, другие — за моделирование моделей.

Как преодолеть сложности и перейти на следующий этап

Помимо налаживания системы управления данными, проблемой на этом этапе может стать рост расходов. Количество ML-специалистов увеличивается, для их работы требуется все больше серверов, а «железо» — это всегда дорого, особенно если учесть, что в среднем 70% времени сервер стоит без дела. Компания должна понять, что инфраструктуру для ML-задач выгоднее использовать в режиме «on demand». Как только организация переходит на этот уровень, как правило, наступает время облачных технологий.

Уровень проникновения ИИ — 50% и более

Ключевые признаки

● Data Science — привычный инструмент решения задач в компании.

● Наличие экспертизы в области ML на уровне продуктовых команд.

● Рост требований к менеджменту для постановки задач по ML.

К этому этапу ИИ проникает настолько глубоко, что компания начинает мыслить, как исследователь и экспериментатор. Даже недочеты в ее работе могут стать «топливом» для ML-моделей: ИИ обучается на имеющемся материале и позволяет минимизировать ошибки в существующих процессах.

Между отделами возникает синергия в том, что касается использования технологии. Например, одна из функций чат-бота — распознавание голоса. Ее применяют в колл-центре для работы с клиентами, но по мере масштабирования ИИ-процессов она получает распространение и в других отделах. Скажем, можно внедрить распознавание речи в офлайн-магазинах, чтобы контролировать, как продавцы-консультанты общаются с клиентами. За счет имеющегося опыта можно существенно сократить затраты на новые ИИ-проекты.

Как преодолеть сложности

Хотя ML — менее управляемый процесс, чем классическая разработка, на этом этапе организация должна прогнозировать сроки его развития и внедрения. Это существенно повышает требования к менеджменту. Руководители должны понимать, что такое ML, и уметь оценивать сроки внедрения моделей так, чтобы, с одной стороны, позволять специалистам по работе с данными проводить необходимые эксперименты, а с другой — структурировать их деятельность. В противном случае ML может стать очень дорогой игрушкой, затраты на которую серьезно ударят по бюджету даже крупной организации.

***

Информационные технологии проникают в компанию в несколько этапов. На каждом из них ИИ-трансформация меняет определенные бизнес-процессы и вызывает свой набор проблем. Понимая, какие трудности ждут организацию на этом пути, можно подготовиться к ним и с меньшими затратами переводить традиционные процессы на цифровые рельсы.